Унты — традиционная зимняя обувь народов Севера (якутов, эвенков, чукчей, ненцев и др.). Само слово, скорее всего, пришло из якутского "унт", что означало «меховая обувь». Главный принцип: сохранить тепло и воздух внутри. В унтах не потеет нога (если, конечно, не идти марафон), потому что мех «дышит» — естественный терморегулятор. Даже сейчас, при всей технологичности мембран и термоносков, настоящие унты остаются эталоном по теплу.
I. Первобытные истоки (более 2000 лет назад)
Северные кочевые народы создают первые меховые сапоги из шкур оленей и лосей.
Мех — наружу, чтобы снег не прилипал.
Подошва — из камуса (оленьей ноги), прочная, не скользит.
Никакой декорации — чистая функциональность.
II. Средневековье и шаманская культура (X–XV век)
Унты становятся не просто обувью, а частью обрядовой одежды.
Украшаются бисером, костяными вставками, тесьмой.
Шаманские унты часто имели символику: орнамент — оберег, мех — “живая защита”.
III. XIX век — ремесло становится искусством
Унты активно шьются для торговли: северяне продают меховые изделия купцам.
В моду входят декоративные элементы: яркие вставки, вышивка, мех песца.
В крупных городах России появляются первые “арктические мастерски е”.
IV. XX век — индустриализация и армейский стандарт
В годы освоения Сибири и Севера унты становятся частью экипировки геологов, военных и полярников.
Производство частично механизируется, но ручная работа остаётся ключевой.
Появляются фабричные “городские унты” — для зим Москвы и Ленинграда.
V. XXI век — этно-ренессанс и мода
Возрождение интереса к корням и этно-дизайну.
Появляются бренды, работающие в духе “slow fashion”: натуральные материалы, ручная работа, уважение к традиции.
Унты становятся элементом стильного зимнего гардероба: носят с пальто, пуховиками, шубами.
Используются инновации: подошвы Vibram, мембранные вставки, термоизоляция.
VI. Будущее — “умные унты”?
Уже тестируются модели с подогревом, нескользящей наноподошвой и эко-мехом.
Но принцип остаётся тот же, что и у древних северян: тепло, воздух и уважение к природе.
Дату первого модного показа унтов, к сожалению, историки моды назвать не могут. В мировых архивных хрониках это событие никто не зафиксировал. Однако есть несколько надежных маркеров — кто и когда вывел близкие к унтам традиционные меховые сапоги на подиум или в модные коллекции.
В СССР — Слава Зайцев, 1960-е. Одно из ранних документированных появлений традиционной русской «сапожной» эстетики (валенки/приближенная народная обувь) в коллекциях — у Вячеслава Зайцева ещё в 1960-е годы. Это не буквально «унты» в этнографическом смысле, но именно он первым в советской высокой моде сделал ставку на национальную тему и вывел стилизованную народную обувь на подиум.
Североамериканские «mukluks» и их выход в массовую моду — 1970s–1980s и позже. Традиционные камлuks/мukluks (инуитская, алеутская обувь) попали в поле зрения западной моды постепенно: сначала как утилитарная обувь и реквизит (кино, ТВ), затем — в фэшн-съемках и на подиумах в вариантах «этно + уличный стиль». Бренды типа Steger Mukluks и Manitobah помогали транслировать образ в модные медиа.
Возвращения тренда в 2000-е — 2010-е. Варьирующие интерпретации «меховых» и «этно» сапог появлялись в коллекциях западных домов (фазовые всплески тренда: 2010, 2017 и позднее). Образ «мокасин/муклук» несколько раз реанимировался на шоу и в стайлинге редакций. Это не один-единственный «первый» показ, а серия волновых внедрений в моду.
Унты— это древняя народная обувь с множественными географическими корнями; их появление на подиуме происходило фрагментарно в разных странах и у разных дизайнеров, часто как часть этно-референса. Потому официальной «первой даты» для именно традиционных унтов в моде историки пока не дают. Одно можно сказать с уверенностью — это обувь с характером, красноречиво рассказывающая о превосходном вкусе своего хозяина.